2022

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

«Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыкально – театрализованная деятельность, являющая средством духовного самосознания человека…» Г. В. Кузнецова

Слайд №1 Приветствие. Тема.

Здравствуйте! Я Литвинова Елена Александровна, музыкальный руководитель детского сада «Светлячок», поселок Богандинский. Тема моего выступления «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Слайд №2 Цитата Кузнецовой

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

 деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова

 

Слайд №3 Что такое музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ?

         Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.

 

Слайд №4 Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ

В процессе музыкально-театрализованной деятельности, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается та самая творческая атмосфера, с помощью которой развивается эмоциональная сфера ребенка, что помогает раскрыться каждому ребенку как личности, использовать свои эмоции, применять собственные возможности и способности, научиться их оценивать в старшем дошкольном возрасте и корректировать в зависимости от ситуации.

 

Слайд №5 Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ

Инсценировки песен, театральные этюды, развлечения, фольклорные праздники, сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления – все это виды музыкально – театрализованной деятельности, используемой мной в работе с дошкольниками для развития эмоциональной сферы ребенка.

 

Слайд №6 Эмоциональное развитие дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность

Сфера эмоций сложна. Задача – педагога, взрослого помочь дошкольнику войти в процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

 

Слайд №7 Эмоциональное развитие дошкольников в работе музыкального руководителя

Работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников осуществляется  по следующим направлениям:

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации положительных эмоциональных проявлений.

 

Слайд №8 Фото (Эмоциональное проявление детей в активном действии. Музыкальная игра «Снежки»)

 

Слайд №9

2.  Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительности — через совместное выполнение пантомимических этюдов, темпо - ритма, музыкальной композиции — к фантазированию по музыкальной композиции.

Слайд №10 Видео (Музыкальная импровизация – «Умирающий лебедь»)

 

Слайд № 11 Фото (атрибуты к танцам, костюмы) Выразительность должна присутствовать в пластике движений. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желанию двигаться в различных образах, с использованием разного атрибута: цветы, листки, ленты, платочки.

 

Слайд №12 Фото (атрибуты к танцам, костюмы)

 

Слайд №13

3. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях — через оценку собственных и чужих эмоциональных поступков к  динамическому равновесию исполняемых движений и  в игре-драматизации.

 

Слайд №14

4. Потребность в музыкально-театрализованной деятельности: от понимания динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету сказки.

Слайд №15 Видео. Отрывок из мюзикла «Стрекоза и муравей»

 

Слайд №16

 5. Эмоциональность:  от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отражение собственного опыта в действии, ритме и слове — к пониманию эмоций других.

 

Слайд №17 Видео. Отрывок из музыкально-театрализованной постановки по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

 

Слайд №18 Используемые средства для предварительной работы со старшими дошкольниками

Для того, чтобы дети поняли и закрепили знания об эмоциях и видах театра, для формирования у детей умение изображать эмоции с помощью мимики, позы, жестов, для развития связной речи, активного словаря эмоциональных состояний, для развития умение соотносить выражение глаз с выражением рта, а также для развития творческого мышления, воображения, выразительности речи и движений, тренировки мелкой моторики рук, умения определять отрицательных и положительных героев и закрепления правил поведения в театре мною был использован, заранее заготовленный дидактический материал: лэпбуки: «Мир эмоций» и «Мир театра», также в этой работе использовала показ презентаций: «Виды театра», «Что такое филармония», «Наши эмоции», «Балет»

Слайд №19 Фото (лэпбук)

Слайд №20 Фото (лэпбук и дети)

Слайд №21 Фото (лэпбук и дети)

 

Слайд № 22 Результат

Эмоциональное развитие старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность происходит уже более осознанно для них, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Таким образом, можно утверждать, что музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

 

Слайд № 23 Спасибо за внимание!


Ссылка на презентацию