2023

"Мой дружок - Светлячок"

"Отчего и почему зажигает Светлячок свой фонарик-огонек?"

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Тип проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности: практико – ориентированный,

- по содержанию:  психолого – педагогический.

Участники  проекта:  воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок проведения: долгосрочный (сентябрь – май)

Актуальность.

        Современные условия жизни, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышается уровень тревожности, появляются сложности в общении, трудности в выражении своих эмоций.

             Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

             

«Учить чувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. …Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» В.А. Сухомлинский

По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Именно деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.

 

             Музыкальное и театральное искусство, являясь мощным средством эмоцио-нального воздействия на сферу индивидуального сознания, обладает действенной воспитательной силой, дает возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в собственной импровизации. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Рассмотрев научно – теоретические основы развития эмоций у дошкольников, можно заключить: что роль эмоций в управлении поведением человека трудно переоценить. Большинство авторов, исследовавших эмоции, отмечают их мотивирующую роль и связь эмоций с потребностями и их удовлетворением.

             Согласно исследованиям М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: и биологических и социальных.

            Работая над проектом и определив группу, я столкнулась с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников: дети имеют разные особенности поведения: активные, пассивные, зажатые, демонстративные. Я отметила, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые способствовали развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

             Некоторые дети более ярко проявляли негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым труднее поддерживать диалог, для них важным являлось собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Несогласованность коммуникативных действий порождала конфликты, обиды. В группе появились популярные и непопулярные дети. Отношение к ним можно было наблюдать в различных эмоциональных проявлениях.

Работая музыкальным руководителем на протяжении трех лет, я обратила внимание на то, что музыка и театральная деятельность имеют особую силу воздействия и развития эмоциональной сферы дошкольников, развивает коммуникативные навыки, корректирует характер и личностные черты детей.

Обогащаются знания окружающего мира, себя и других людей, повышается творческий потенциал.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоций, очень актуальна и важна.

Цель проекта: обогащение и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Разработать и провести цикл занятий, этюдов, направленных на повышения уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности.

2. Определить эффективность проведенных занятий, этюдов, направленных на повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности.

 

Обучающие задачи:

1.Формировать представления детей об эмоциях и чувствах человека (удивление, радость, восторг и т.д.)

2.Познакомить детей  со средствами эмоциональной выразительности в музыке, речи, в движении.

3.Учить распознавать эмоциональное состояние человека по его позе, жестам, мимике, голосу и т.д.

4.Учить воспринимать характер музыкальных произведений, образов.

Развивающие задачи:

1.Развивать умения передавать характер музыки, ее эмоционально-образное содержание в движениях, мимике, жестах, танце.

2.Содействовать развитию импровизационных умений при передаче образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров, их эмоциональных состояний.

3.Развивать сопереживание детей, различным эмоциональным состояниям взрослых и сверстников (радости, печали, грусти и т.д.)

4.Развивать положительное эмоциональное мироощущение, способность радоваться малому.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

2. Прививать интерес к музыкально-театрализованной деятельности, желание участвовать в ней.

3.Формировать положительную «Я – концепцию» и позитивное отношение к сверстникам.

 

 Изучив необходимую методическую литературу, рекомендации, мною была разработана следующая модель работы с детьми в этом направлении:

             Создание положительного фона, эмоционального комфорта.

             Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

            Формирование способности к импровизации, осознания своей собственной уникальности.

            Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

           Формирование позитивного отношения к своему «Я».

           Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

           Развитие эмпатии.

           Развитие музыкального слуха.

 

Организационные основы реализации проекта:

1.     Подобран и составлен музыкально-игровой и литературный репертуар.

2.     Разработан перспективно-календарный план музыкально-театрализованных занятий.

3.     Конспекты занятий (подготовительных групп).

4.     Подобраны методы и приемы работы, такие как:

·       метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

·       метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего  пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.

·       Метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.

·       Создана предметно-развивающая среда.

·       Совместное с родителями изготовление эмоциональных кукол

·       Беседы, консультации с родителями, привлечение их к созданию предметно - развивающей среды в данном направлении;

·       Подобраны комплексы игр и упражнений, способствующих развитию мимики и пантомимики, организации внимания, игры на релаксацию. Упражнения для развития певческих навыков и силы голоса, речевые сказки.

·       Оформлены дидактические игры и лэпбуки. («Радио-няня», «Расколдуй девочку», «Путешествие в мир эмоций», «Мир театра» и т.д.)

·       Оформлены папки передвижки «музыкально-театрализованные игры» в группах.

 

Ожидаемый результат:

·       положительная динамика в развитии эмоциональной сферы детей;

·       обогащение чувств дошкольников, овладение способами эмоциональной выразительности, эмоциональной отзывчивости на настроение окружающих людей, взаимопонимание и взаимовыручка.

·       развитие музыкальных, вокальных, театрализованных, художественных способностей детей;

·       овладение детьми приемами телесного выражения эмоционального состояния (мимика, жесты, пантомимика, поза и т.д.)

·       овладение детьми импровизационными умениями при передачи образов сказочных героев, кукол, птиц, животных, явлений природы, их характеров, эмоциональных состояний.

·       создание предметно- развивающей среды по теме проекта;

·       повышение у детей уровня развития речи, общительности, самооценки;

·       формирование у родителей представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;

·       вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

Литература

1.         Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,
   
1991.

2.         Антипина А.Е. « Театрализованная деятельность в детском саду».

3.         Волков  Б.С,   Волкова Н.В.   Психология  общения  в  детском  возрасте. Учебное пособие. — М.: А.П.О., 1996. — 102 с.

4.         Горшкова Е.В.  «От жеста к танцу». Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце.

5.         Губанова Н.Ф. «Театрализованная   деятельность дошкольников».

6.         Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализован. Деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей  дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. . М.: Просвещение, 2005. – 127 с.

7.         Костина Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.-223 с.

8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,  2004.

9. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. "Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду"

10. Сорокина Н.Ф.  "Играем в кукольный театр»

11. Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ – Музыкальный руководитель – ноябрь-декабрь 2006 стр.14-15.

12. Груздова И.В Организация и развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников в детском саду Справочник музыкального руководителя 1 января 2013

13. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 160с.

14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников"

15. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду" 

пед.docx (Скачать)