-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
"Отчего и почему зажигает Светлячок свой фонарик-огонек?"
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Тип
проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности:
практико – ориентированный,
- по содержанию: психолого – педагогический.
Участники проекта:
воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.
Срок
проведения:
долгосрочный (сентябрь – май)
Актуальность.
Современные
условия жизни, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к
обострению чувствительности ребенка, повышается уровень тревожности, появляются
сложности в общении, трудности в выражении своих эмоций.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше
общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени
обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к
чувствам других.
«Учить чувствовать это самое
трудное, что есть в воспитании. …Добрые чувства, эмоциональная культура это
средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их
никогда не воспитаешь» В.А. Сухомлинский
По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития
эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с
другими детьми и взрослыми деятельность. Именно деятельность позволяет ребенку
пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Музыкальное и театральное искусство, являясь мощным средством
эмоцио-нального воздействия на сферу индивидуального сознания, обладает
действенной воспитательной силой, дает возможности «выплеснуть» свои
впечатления, выразить их в собственной импровизации. Она может успешно
использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной
деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике
(выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также
в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Рассмотрев
научно – теоретические основы развития эмоций у дошкольников, можно заключить:
что роль эмоций в управлении поведением человека трудно переоценить. Большинство
авторов, исследовавших эмоции, отмечают их мотивирующую роль и связь эмоций с
потребностями и их удовлетворением.
Согласно исследованиям М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «Эмоциональное благополучие» можно
определить как устойчивое эмоционально – положительное самочувствие ребенка,
основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: и
биологических и социальных.
Работая
над проектом и определив группу, я столкнулась с присутствием разного
эмоционального опыта воспитанников: дети имеют разные особенности поведения: активные,
пассивные, зажатые, демонстративные. Я отметила, что немалую роль в
возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания,
которые способствовали развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Некоторые дети более ярко проявляли негодование, обиду, бурную радость,
восторг. Некоторым труднее поддерживать диалог, для них важным являлось
собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника.
Несогласованность коммуникативных действий порождала конфликты, обиды. В группе
появились популярные и непопулярные дети. Отношение к ним можно было наблюдать
в различных эмоциональных проявлениях.
Работая музыкальным руководителем на протяжении
трех лет, я обратила внимание на то, что музыка и театральная деятельность имеют
особую силу воздействия и развития эмоциональной сферы дошкольников, развивает
коммуникативные навыки, корректирует характер и личностные черты детей.
Обогащаются знания окружающего мира, себя
и других людей, повышается творческий потенциал.
Поэтому работа, направленная на развитие
эмоций, очень актуальна и важна.
Цель проекта: обогащение и развитие эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Разработать и провести
цикл занятий, этюдов, направленных на повышения уровня развития эмоциональной
сферы дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности.
2. Определить эффективность
проведенных занятий, этюдов, направленных на повышение уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Обучающие задачи:
1.Формировать
представления детей об эмоциях и чувствах человека (удивление, радость, восторг
и т.д.)
2.Познакомить
детей со средствами эмоциональной
выразительности в музыке, речи, в движении.
3.Учить
распознавать эмоциональное состояние человека по его позе, жестам, мимике,
голосу и т.д.
4.Учить
воспринимать характер музыкальных произведений, образов.
Развивающие задачи:
1.Развивать
умения передавать характер музыки, ее эмоционально-образное содержание в
движениях, мимике, жестах, танце.
2.Содействовать
развитию импровизационных умений при передаче образов сказочных героев, птиц,
животных, явлений природы, их характеров, их эмоциональных состояний.
3.Развивать
сопереживание детей, различным эмоциональным состояниям взрослых и сверстников
(радости, печали, грусти и т.д.)
4.Развивать
положительное эмоциональное мироощущение, способность радоваться малому.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать
эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
2. Прививать
интерес к музыкально-театрализованной деятельности, желание участвовать в ней.
3.Формировать
положительную «Я – концепцию» и позитивное отношение к сверстникам.
Изучив необходимую методическую
литературу, рекомендации, мною была разработана следующая модель
работы с детьми в этом направлении:
Создание положительного фона, эмоционального комфорта.
Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений
и взаимоотношений.
Формирование способности к импровизации, осознания своей
собственной уникальности.
Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе музыкально-театрализованной
деятельности.
Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения
собственного состояния.
Развитие эмпатии.
Развитие музыкального слуха.
Организационные основы реализации
проекта:
1.
Подобран и составлен музыкально-игровой и
литературный репертуар.
2.
Разработан перспективно-календарный план
музыкально-театрализованных занятий.
3.
Конспекты занятий (подготовительных групп).
4.
Подобраны методы и приемы работы, такие как:
·
метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать
впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
·
метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на
элементарном музицировании, способствующего
пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.
·
Метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на
элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной
сферы старшего дошкольника.
·
Создана предметно-развивающая среда.
·
Совместное с родителями изготовление эмоциональных кукол
·
Беседы, консультации с родителями, привлечение их к созданию предметно -
развивающей среды в данном направлении;
·
Подобраны комплексы игр и упражнений, способствующих развитию мимики и
пантомимики, организации внимания, игры на релаксацию. Упражнения для развития
певческих навыков и силы голоса, речевые сказки.
·
Оформлены дидактические игры и лэпбуки. («Радио-няня», «Расколдуй девочку»,
«Путешествие в мир эмоций», «Мир театра» и т.д.)
·
Оформлены папки передвижки «музыкально-театрализованные игры» в группах.
Ожидаемый результат:
·
положительная динамика в развитии эмоциональной
сферы детей;
·
обогащение чувств дошкольников, овладение
способами эмоциональной выразительности, эмоциональной отзывчивости на
настроение окружающих людей, взаимопонимание и взаимовыручка.
·
развитие музыкальных, вокальных,
театрализованных, художественных способностей детей;
·
овладение детьми приемами телесного выражения
эмоционального состояния (мимика, жесты, пантомимика, поза и т.д.)
·
овладение детьми импровизационными умениями при
передачи образов сказочных героев, кукол, птиц, животных, явлений природы, их
характеров, эмоциональных состояний.
·
создание предметно- развивающей среды по теме проекта;
·
повышение у детей уровня развития речи, общительности, самооценки;
·
формирование у родителей представлений о создании игровой среды для
полноценного творческого развития ребенка;
·
вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
Литература
1.
Артемова Л.В.
Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,
1991.
2.
Антипина А.Е. « Театрализованная деятельность в детском саду».
3.
Волков Б.С,
Волкова Н.В. Психология общения
в детском возрасте. Учебное пособие. — М.:
А.П.О., 1996. — 102 с.
4.
Горшкова Е.В. «От жеста к танцу».
Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце.
5.
Губанова Н.Ф. «Театрализованная
деятельность дошкольников».
6.
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализован. Деятельность детей 4-6 лет:
метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений. – 2-е изд. . М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
7.
Костина Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошкольного
возраста. – М.: Просвещение, 2004.-223 с.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
9. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. "Подготовка и
проведение театрализованных игр в детском саду"
10. Сорокина Н.Ф.
"Играем в кукольный театр»
11. Белякова А.В. Музыкальная
предметно-развивающая среда ДОУ – Музыкальный руководитель – ноябрь-декабрь
2006 стр.14-15.
12. Груздова И.В Организация и
развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников в детском
саду Справочник музыкального руководителя 1 января 2013
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 160с.
14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников"
15. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду"
Поделиться в социальных сетях:
"Мой дружок - Светлячок"